Грозные «драккары» викингов. Развитие судостроения, особенности кораблей и военные успехи

Викинги давали кораблям имена: «Длинный змей», «Морская птица», «Бегущий по волнам», «Пожиратель ветра». Писали о них поэмы и высекали на камнях их изображения. Корабль был надежным домом и крепостью викинга. В этой обители среди холодной пенистой стихии он часто проводил всю жизнь. Нередко судно служило ему и последним пристанищем. Поврежденные противником корабли вместе с воинами погружались в пучину, потрепанные штормом грузовые суда терялись среди айсбергов…

Корабль был надежным домом и крепостью викинга

Души северных морских скитальцев и поныне продолжают плавание по запредельным водам.Что же представлял собой флот древних скандинавских мореходов? У себя на родине викинги пользовались рыбацкими лодками и баркасами, паромами и байдарками. Среди первых плавательных средств были и примитивные суденышки, к которым больше подошло бы название «корыто». К 500—300 гг. до н. э. относится датская лодка «хьортспринг». Широкая доска служит днищем, по две доски с каждой стороны образуют борта. Доски связаны веревками и просмолены. Лодку подобной конструкции и сегодня можно встретить в глухих речных местах, где местным рыбакам нужно всего лишь переплыть заливчик или добраться до ближайших тростников, чтобы целый день ловить сонных карасей.

Викинги давали кораблям имена, писали о них поэмы и высекали на камнях их изображения. Корабль был надежным домом и крепостью викинга

драккарСо временем плавательные средства норманнов совершенствовались. Среди них появились и весьма оригинальные, которые не встречались в других регионах. Вот что было найдено в записях римского историка Тацита о кораблях, похожих на лодки и принадлежавших грозным обитателям древней Швеции: «У их судов была одна особенность, что носовая часть у корабля имелась и с той, и с другой стороны. Такое устройство позволяло подходить к берегу без лишних маневров. Парусов на корабле не существовало, отсутствовали мачты. Гребцы не привязаны к своим местам, свободно переходят от от одной стороне к другой в зависимости от обстоятельств, по команде, легко обращая судно в нужном направлении».

Эти и другие особенности древнескандинавских судов стали основой для конструкционных особенностей кораблей, принадлежащих викингам. Купцы и переселенцы прокладывали пути к чужестранным берегам на так называемых «кноррах» — широких и глубоких суднах, вмещавших, кроме товара, около полусотни человек. Однако самыми знаменитыми судами викингов были их военные корабли — «драккары» («драконьи суда»). Сами ли придумали, или у кого позаимствовали норманны их строгие и стремительные очертания, изящный, но все же грозный вид? Много общего у «драккаров» и с старейшими кораблями финикийцев, которые считались лучшими мореходами современности, и с добротными кораблями этрусков, и с ладьями русских дружин. Суда викингов обладали надежностью, быстроходностью, но при этом были достаточно легкими, такими, что при необходимости мореплаватели могли переносить их по суше на руках. Их сконструированы с тем расчетом, чтобы заходить в устья речушек и причаливать к их пологим берегам. Боевые судна, найденные археологами вблизи Осло, в Гокстаде, в 1880 г. и в 1904 г. в Осеберге, предоставили возможность составить полное представление о искусстве судостроения викингов. Длина судна, найденного в Гокстада достигала 23,33 м, а ширина — 5,25 м, осадка – всего 0,85 м (при такой осадке судно свободно могло передвигаться по мелководью).

драккар

Основным строительным материалом скандинавских корабелов был дуб

В кургане обнаружили и 32 искусно вырезанных весла и обломки 32 пластин-щитов. Команда «драккара» предположительно состояла из 70 человек, которые гребли по очереди. Весла крепили непосредственно в борта, таким образом обеспечивая необходимую защиту для гребцов. Зазоры между веслами и отверстиями, проделанными в бортах, закрывали специально изготовленными рукавами из толстой кожи. Внешние стороны корабля украшали щиты, за которыми воины-гребцы могли укрыться от стрел и камней. С правой стороны кормы размещалось весло, которое использовалось как рулевое.

Основным строительным материалом скандинавских корабелов был дуб. Киль корабля, найденного под Гокстадом, вытесан из высокого стройного дерева. Форма его такова, что основной вес приходится на середину корабля, а заостренные концы облегчают скольжение по волнам. Шпангоуты (поперечные ребра жесткости бортовой обшивки судна, расположенные между днищем и палубой) также сделаны из твердого дуба и оплетены для пущей прочности веревками из еловых корней. Кстати, викинги-корабелы не распиливали бревна на доски, а расщепляли стволы вдоль волокон, получая тонкие и гибкие планки, сохранявшие естественную прочность дерева.

Скандинавкий «драккар» приходил в движение по средствам прямого паруса, площадь которого не редко превышала 70 кв. м. Его шили из нескольких прямоугольных полотнищ. С наступлением X века викинги начали захватническую кампанию в Средиземноморье. Каково же было их удивление, когда они увидели местные суда, приводимые в движение не прямыми парусами, а легкими треугольными полотнищами. Норманы нарекли их «латинскими» (как и все, что касалось стран, расположенных на южных берегах Европы). Путь корабля норманны определяли по состоянию солнца и расположению звезд над головой. Полярная звезда у них называлась Лейдаром. В современном норвежском и поныне есть олово «лед», которое значит «курс корабля», а исландское слово «лейда» обозначает «определять курс». Так что древнее название Полярной звезды можно перевести как «путеводная звезда».

Компасов на основе магнитного взаимодействия у скандинавских мореходов не было, однако они пользовались своими приборами для навигации. Этот факт установили датские археологи, которые в 1948 году датские археологи обнаружили часть картушки (шкалы) солнечного компаса, выполненной из дерева. Было высказано предположение, что деревянный диск, имеющий на лицевой стороне 32 деления, вращался на оси, с внешней стороны которой присутствовал шпенек. Он, в свою очередь, отбрасывал тень на шкалу, указывая на азимут.

Неистовые викинги видели в войне, сражениях и промысел, и ремесло, и развлечение. Залог победы — устрашение противника. Величественные судна викингов получили название «драконьих», поскольку они были украшены головами драконов и других мифических чудовищ. (В скандинавской мифологии один из основных мотивов — борьба бога Тора с чудовищем, мировым змеем Ёрмунгандом, который живет в океане, окружающем обитаемую землю — Мидгард.) Изображение головы надевалось на форштевень судна (брус по контуру носового заострения) только во время военных походов.

Драконы на форштевнях стали визитными карточками викингов во всех морях. На своих «драккарах» они открыли Исландию, прибыли на юг Гренландии, первыми побывали на землях Северной Америки. В IX веке они захватили Северо-Восточную Англию, в X веке — Нормандию (северные земли Франции). Разинутые драконьи пасти их кораблей прочно запечатлелись в памяти жителей Средиземноморья, Балтики, Византии, многих арабских стран.

Добавить комментарий