История судостроения: водонепроницаемость судна

История судостроения: водонепроницаемость судна

История судостроения: водонепроницаемость суднаВодонепроницаемость судна является основным условием безопасности его плавания. В деревянных судах водонепроницаемость достигается путем конопатки и наливки смолою пазов и стыков обшивки и палубы, а в металлических — путем соответствующей клепки и чеканки отдельных листов, образующих те поверхности, которые должны быть водонепроницаемы.

Водонепроницаемость судна является основным условием безопасности его плавания

В появившихся за последние 20 лет железобетонных судах водонепроницаемость достигается путем изготовления специального состава бетона, его железнения и затирки для придания надлежащей плотности наружной поверхности, соприкасающейся с водою. Процесс конопатки заключается в том, что в пазы и стыки деревянных досок, при помощи металлических «конопаток» (особых лопаточек) и деревянного «мушкеля» (особого деревянного молотка), плотно загоняют несколько прядей пеньки и затем сверху заливают горячей смолой или же какой-либо специальной мастикой.

История судостроения: водонепроницаемость суднаПри достаточно надежной конструкции судна, то есть когда оно при своей службе сравнительно мало деформируется при воздействии на него внешних разрушающих сил, хорошая конопатка вполне обеспечивает водонепроницаемость такого судна. Но если судно, под действием неравномерной (и часто недопустимой) нагрузки, подвергается настолько значительным деформациям, что пазы и стыки начинают расходиться между собой, конопать перестает удерживать внешнюю воду, она начинает проникать внутрь судна, и, чтобы последнее не затонуло, приходится действовать водоотливными средствами.

Сравнительно короткие и высокие суда, какими являются морские парусные деревянные, испытывают малые деформации, и хорошая конопатка дает возможность содержать их внутри почти сухими. Суда же длинные и невысокие, как, например, речные баржи, если они легко построены, при неумелой загрузке их деформируются значительно сильнее (чем суда короткие и высокие), и конопать начинает сдавать.

В металлических судах водонепроницаемость достигается:

Во-первых, учащенной клепкой, то есть расположением центров заклепок на расстоянии 4-4,5 диаметров друг от друга.

Во-вторых, в металлических судах водонепроницаемость достигается чеканкою как кромок паза с наружной стороны, так и чеканкою стыка смежных листов. Там, где сборка отдельных частей судна очень сложна, для обеспечения водонепроницаемости между соединяемыми поверхностями кладут парусиновую или бумажную прокладку, хорошо смоченную жидким суриком. Кроме того, в тех местах судовых устройств, где скопляется постоянная вода, для предохранения металла от ржавления и разъедания поверхность (с уже прочеканенными частями) покрывают соответствующим слоем цемента.

Испытание водонепроницаемости в металлических судах выполняется двумя способами:

  • наливом воды в отделения судна под напором;
  • струей воды из помпы.

Первый способ, применяемый частично при постройке торговых судов и полностью — при постройке судов военных, состоит в том, что испытуемое отделение заполняется водой до уровня, отвечающего заданному гидростатическому давлению. Второй — в том, что на зачеканенное место направляют сильную струю воды из брандспойта, притом так, чтобы она приходилась в упор зачеканенному месту: если с обратной стороны испытуемого не появляется признаков течи, клепка и чеканка признаются удовлетворительными.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.